Струйные насосы

Струйные насосы (СН) исто­рически очень давно приме­няются в различных отраслях промышленности. Однако в авиационной промышленности они нашли широкое примене­ние относительно недавно. Ос­нованием для их широкого вне­дрения в топливные системы самолетов и вертолетов яви­лись, как отмечалось и ранее, положительные результаты ра­бот сотрудников ОКБ «Кри­сталл», МГТУ им. Н. Э. Баумана и ряда ведущих самолетострои­тельных предприятий.

Они дали возможность раз­работать методики расчета и проектирования СН с оптималь­ными для авиационных топлив­ных систем энергетическими и кавитационными характеристи­ками, в то время как ранее вы­полненные работы в различ­ных областях техники давали возможность создавать СН или с оптимальными для конкрет­ных условий применения энер­гетическими показателями без жестких ограничений по кави­тации или наоборот — с опти­мальными кавитационными ха­рактеристиками при отсутствии жестких требований к их энер­гетическим показателям.

К положительным свойствам СН, стимулирующим их широ­кое применение в топливных си­стемах самолетов и вертолетов, относятся:

  • простота конструкции при полном отсутствии подвижных частей;
  • малые габаритные размеры и масса;
  • самовсасывающие свойства;
  • долговечность (ресурс рабо­ты практически равен ресурсу планера);
  • простота управления;
  • низкая стоимость изготовле­ния и эксплуатации;
  • отсутствие регламентных ра­бот;
  • максимальная взрыво- и пожа­робезопасность;
  • обеспечение полной выработ­ки топлива из очередных ба­ков и соответствующее увели­чение дальности полетов;
  • повышение прочности лета­тельного аппарата благодаря отсутствию необходимости в монтажных люках.

Высокая степень надежности и отсутствие регламентных работ делают СН единственным типом насосов, которые могут исполь­зоваться для установки в местах, не имеющих доступа в процессе эксплуатации летательного ап­парата, а малые габариты, осо­бенно по высоте, делают СН единственно возможным типом насоса для установки в топлив­ных баках малой высоты, каки­ми, например, являются широко применяемые в настоящее время кессонные крыльевые баки.

Самовсасывающие свойства СН позволяют использовать их в тех случаях, когда необходи­мо откачать остатки топлива из мест, где невозможно устано­вить никакой другой тип насоса.

Созданные в ОКБ «Кри­сталл» струйные насосы СН-ЗФ, СН-5, СН-6, СН-7, СН-11, СН-12, СН-13, СН-14, СН-15 и модифи­кации отдельных из них предна­значены для перекачки топли­ва из одного бака в другой, из очередного бака в расходный и остатков топлива из очередного бака в расходный с подачей от 500 до 60 000 л/ч.

Обозначение

Подача

∆РА

QА

Р0

∆Рпод

dс

dк

Масса

Применяемость

л/ч

кгс/см2

л/ч

кгс/см2

кгс/см2

мм

мм

кг

СН-10

11000

0,9

10000

0,22

0,2

15

30

2,2

С32М; 1-42; С52; С52У; С-54

СН-11

16500

1,15

7000

0,25

0,1

12

40

2,0

Ил-86, 96М,

96-300, 476

СН-12

4000

1,05

2700

0,25

0,12

7,0

24

1,2

86; 476; В

СН-12А

4000

1,05

2700

0,2

0,12

7,0

24

0,8

Ту-204, 204Т, 214; Бе-200

СН-13

6000

1,05

2000

0,25

0,06

6,0

24

1,2

Ан-74; Ил-86, 96, 96-300; 476

СН-14

21000/11000

1,55

5900

0,2

0,06/0,12

12

40

2,0/1,35

Ил-96М, 96-300

СН-15

1500

1,1

700

0,25

0,1

3,8

11

0,5

Ил-112, 114, 114Т; Бе-200

СН-3Ф

21500/32100

11,6/10,3

13600/12800

0,22/0,81

0,92/0,63

9,25

40

1,3

Ту-144; 004; 044

СН-5

600/900

9,0/11,0

550/600

0,22

0,5/0,7

2,0

9,5

0,5

100; 17; 044; 004

СН-6

500/800

0,9/0,6

400/300

0,22

0,15/0,04

3,0

8,0

0,5

Ил-86; Су-24, 24М, 25, 25Т; Як-42

СН-6А

320

1,3

300

0,2

0,2

2,4

6,5

0,17

Ту-204, 204Т, 214; Ил-96-300

СН-7

6000

0,6

2400

0,28

0,03

8,0

25

1,0

Ил-76, 76Т, 78

СН-8

6800

7,5

1300

0,8

0,17

4,0

15

1,0

004; 044

СН-8-1

2000

0,8

750

0,25

0,05

4,0

15

1,0

Як-42