История предприятия

   В соответствии с приказом Народного комиссариата авиационной промышленности №774 от 15 октября 1942 года, на базе завода №383 НКАП было организовано «Опытное конструкторское бюро» (ОКБ-383). В связи с расширением задач, поставленных перед ОКБ-383, согласно приказу Министерства авиационной промышленности СССР от 20 августа 1957 года за №544, ОКБ-383 было выделено в самостоятельную уставную организацию, а согласно приказу МАП СССР №175 от 30 апреля 1966 года получило новое наименование

«Агрегатное конструкторское бюро «Кристалл»

   На основании свидетельства от 02.03.1995г. за №012.670, зарегистрированного Московской регистрационной палатой, организации присвоено название «Открытое Акционерное Общество «Опытное Конструкторское Бюро «Кристалл» (ОАО «ОКБ «Кристалл»). С 30 июня 2016г. в связи с изменением действующего законодательства изменено название Общества и закреплено в следующей редакции: Акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро «Кристалл», сокращенное наименование

АО «ОКБ «Кристалл»

   С первых дней создания ОКБ-383 его работники подключились к главной задаче, поставленной Наркоматом авиационной промышленности: в кратчайшие сроки освоить серийное производство моноблочных воздушных винтов и лопастей к винтам изменяемого шага, чтобы полностью обеспечить потребности в этой продукции действующей армии и самолетных заводов (для истребителей ЛАГГ-3, Харрикейн, Спитфайр. штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков ТБ-7).

С этой работой завод №383 и ОКБ-383 успешно справились.

Для оценки вклада, который внесли завод №383 и ОКБ-383 в дело достижения победы
достаточно сказать, что за время войны было изготовлено:

   Одной из важных задач работы ОКБ-383 являлся авторский надзор за серийным производством и эксплуатацией, в том числе в воинских частях, и разработка конструкторской документации.

   В мае 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Авиационная промышленность еще в 1945 году резко сократила производство военных самолетов и приступила к созданию самолетов для гражданской авиации. ОКБ-383 начало разработку воздушных винтов для легких транспортных и спортивных самолетов (Як-12. Як-18, Ан-2, Су-26, Су-29 и др.) и рулевых винтов для первых вертолетов. 27 июня 1957 года вышло Постановление СМ СССР №544 о разделении ОКБ и серийных заводов. Во исполнение этого Постановления директор завода №383 И.А. Мурашов и главный конструктор ОКБ-383 Г.М. Заславский подписали совместный приказ №319/103 от 24.10.1957г. о создании совместной Комиссии по подготовке Акта передачи с баланса завода на баланс ОКБ основных средств (зданий, сооружений, оборудования, хозинвентаря и др.) по состоянию на 01.10.1957г.

   Практически с 1954г. в ОКБ-383 заданий по новой винтовой тематике больше не поступало, Министерство авиационной промышленности постепенно переключало работу ОКБ-383 на разработку агрегатов топливных систем самолетов. Из последних работ по винтовой тематике следует отметить работу по созданию авиационных винтов автоматически изменяемого шага (ВИШ). Созданный еще в те времена винт ВИШ-530 и сегодня успешно эксплуатируется на ряде самолетов.
Для вертолетов «Ми-4» был создан прочный и легкий рулевой винт оригинальной конструкции B531-X3.

   Поздравляя в 1961 г. Главного конструктора ОКБ Г.М. Заславского с 60-летием, М.Л. Миль дал высокую оценку  эксплуатационным качествам этого винта.
   Он остроумно подметил: «С тех пор как Вы сели мне на «хвост», у меня перестала болеть голова».

   В период корейской войны Министр Авиационной промышленности СССР поручил коллективу ОКБ срочно разработать подвесные сбрасываемые баки. Подвесные баки емкостью 500 литров топлива позволяли увеличить дальность полета, а при необходимости ведения боя сбросить их. Опыта в ОКБ по конструированию и изготовлению подобных изделий не было.
Был проведен колоссальный объем работ, включающих разработку конструкторской документации на бак и устройство для крепления его на самолете.
В результате баки в течение двух месяцев были изготовлены, выдержали прочностные и летные испытания с хорошими результатами, после чего они были выпущены в необходимом количестве.

   В период форсирования работ по созданию баллистических ракет, учитывая высокий авторитет предприятия, коллективу ОКБ по просьбе Генеральных конструкторов Н.Д. Кузнецова и С.П. Изотова было поручено создание в короткие сроки клапанных устройств для систем топливопитания и автоматического регулирования создаваемых ими жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Ранее разработкой подобных устройств ОКБ никогда не занималось.
Богатый опыт и профессионализм талантливых коллективов конструкторов и производственников позволили в кратчайшие сроки разработать на уровне изобретений оригинальные конструкции клапанных устройств различного назначения, срабатывающих от действия пирозарядов.
Для ЖРД конструкции С.П. Изотова с клапанными устройствами был проведен весь комплекс работ, начиная с разработки и заканчивая успешным проведением государственных испытаний и постановкой на боевое дежурство в составе ЖРД на баллистических ракетах.

Для первого пассажирского самолета (Ил-62), в системах которого применялся переменнный ток стабильной частоты
400 Гцс напряжением 200 В, был создан дифференциальный турбопривод постоянных оборотов ППО-62, который
был не только приводом электрогенератора, но и выполнял функции запуска двигателя.

В дальнейшем по такой же схеме были созданы турбоприводы ППО-20 для истребителя МиГ-25 и ППО-40 для
самолетов Ту-154 и Ил-86.

Конструкторы «Кристалл» решали не только авиационные проблемы.

   В период активизации работ по механизации сельского хозяйства правительство поручило Министерству авиационной промышленности СССР и Министерству автомобильной и тракторной промышленности СССР (МАТП) доводку и внедрение в серийное производство разработанного Рязанским сельскохозяйственным институтом картофелеуборочного комбайна ККР-1. МАП для этой цели выделило 9 серийных заводов, а МАТП выделило Тульский завод тракторного машиностроения.
Техническое руководство проектом поручили главному конструктору ОКБ Г.М. Заславскому.
В результате большого комплекса работ, проведенных коллективом ОКБ, вся конструкторская документация этой сложной машины (более 1000 деталей!) была творчески переработана, комбайн доведен и внедрен в серийное производство.

   За несколько лет было выпущено 21000 комбайнов, которые успешно эксплуатировались на полях страны.

Учитывая положительный результат этой большой работы, в дальнейшем коллективу ОКБ было поручено провести аналогичные работы и по свеклоуборочному комбайну СКЕМ-3, которые также были успешно выполнены.

   В связи с массовым применением на современных самолетах и вертолетах турбореактивных двигателей с большим расходом топлива и резким ростом их энерговооруженности насосные агрегаты получили широкое применение в топливных и других гидравлических системах. Благодаря относительно небольшим массе и габаритам, а также высоким эксплуатационным характеристикам, центробежные насосные агрегаты нашли наиболее широкое применение в современной авиационной технике, и ОКБ «Кристалл» было специализировано для их создания.

На сегодняшний день основной специализацией нашего конструкторского бюро является разработка топливных насосов различных типов и предназначений таких как:

ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НАСОСЫ

ГИДРОТУРБОПРИВОДНЫЕ НАСОСЫ

ТУРБОПРИВОДНЫЕ И СТРУЙНЫЕ НАСОСЫ

ПЛАСТИНЧАТЫЕ НАСОСЫ

ВИХРЕВЫЕ НАСОСЫ

ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НАСОСНЫЕ АГРЕГАТЫ С ГИДРО-ДИНАМИЧЕСКИМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

НАСОСЫ С МАГНИТНЫМИ МУФТАМИ

Отдельными направлениями деятельности ОКБ являются такие направления, как:

СОЗДАНИЕ ПРИВОДОВ-ГЕНЕРАТОРОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА СТАБИЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ МОЩНОСТЬЮ ОТ 15 ДО 150 КВТ

ВОЗДУШНЫХ КОМПРЕССОРОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

АГРЕГАТОВ С ПРИВОДОМ ОТ ВОЗДУШНЫХ ТУРБИН

АВАРИЙНЫХ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ С ПРИВОДОМ ОТ ЛОПАСТНЫХ ВЕТРОДВИГАТЕЛЕЙ

1 2 3