Интегральные гидролопаточные привод-генераторы

Большой комплекс научно- исследовательских и конструк­торских работ коллектива ОКБ «Кристалл», направленных на создание новых конструктивных схем агрегатов для получения стабильной частоты электроге­нераторов переменного тока, привел к идее применения ги­дродинамической (лопаточной) передачи, использующей в ка­честве рабочего тела авиацион­ное топливо, которым охлажда­ется и генератор.

Гидролопаточный привод-ге­нератор представляет собой ре­гулируемый гидродинамический преобразователь крутящего мо­мента и трехфазный генератор переменного тока стабильной частоты, 400+2 % Гц, с номи­нальным напряжением 208/120 В, объединенные в единый агрегат.

Регулируемый гидродинами­ческий преобразователь крутя­щего момента, центробежный насос которого приводится во вращение от коробки приво­дов авиадвигателя, обеспечива­ет передачу мощности за счет гидродинамических сил пото­ка рабочей жидкости (топлива), подаваемой от центробежного насоса к гидротурбине, уста­новленной на валу ротора гене­ратора переменного тока.

Охлаждение агрегата про­изводится прокачкой через его полости рабочей жидкости (то­плива).

Подвод рабочей жидкости к привод-генератору осуществля­ется от двигательного центро­бежного насоса (ДЦН), а слив из него производится на вход в ДЦН или частично в топливный бак самолета. В круге циркуля­ции рабочей жидкости гидро­динамического преобразовате­ля с оригинальной геометрией проточных полостей установле­ны лопатки с поворотным меха­низмом, посредством которых через систему регулирования агрегата поддерживается ча­стота вращения генератора, а, следовательно, и частота элек­трического тока в заданных пре­делах. Система регулирования включает в себя центробежный регулятор частоты вращения ге­нератора, механизм поворота лопаток и электронный блок за­щиты, регулирования и управ­ления генератором.

Следует особо отметить, что интегральные гидролопаточные привод-генераторы типа ПГЛ по массовым характеристикам, габаритам, технологичности и стоимости превосходят другие типы привод-генераторов, при­ меняемых в авиационных элек­трических системах перемен­ного тока стабильной частоты и не уступают им по надежности и ресурсу работы.

Созданные по этой принци­пиальной схеме интегральные гидролопаточные привод-гене­раторы ПГЛ-21, ПГЛ-40, ПГЛ- 80 и ПГЛ-130 и их модифика­ции мощностью от 15 до 80 кВА с высокими энергетическими и массовыми характеристиками успешно применяются на само­летах МИГ-29, ЯК-130 и на ряде других самолетов.

Для самолета, создаваемо­го КНР, разработан и успешно прошел испытания гидролопа­точный привод-генератор ПГЛ 40-2К, а по проекту модерни­зации самолета МИГ-21 в со­трудничестве с Индией создан гидролопаточный привод-гене­ратор ПГЛ-21И.

Применение регулируемых гидродинамических преобразо­вателей крутящего момента с оригинальной геометрией про­точных полостей гидродинами­ческого тракта, аналогично раз­работанных для агрегатов типа ПГЛ, является весьма перспек­тивным направлением для ис­пользования их в приводах и других агрегатах как для авиаци­онной, так и для других отраслей промышленности.

Обозначение

Диапазон мощность

Привод

Число оборотов

Масса

Генератор

Габариты

Применяемость

Давление

Расход

кВт

кгс/см2

л/мин

об/мин

кг

мм

ПГЛ-130

7-16

1,0-3,2

1700

4500-8650

23

ГТ16НЖЧ12ТК

517х270х156

Як-130

ПГЛ-21И

20-30

2,2-5,0

2300

11380-18612

25

ГТ30НЖЧ12Т

510х225х220

МиГ-21, 21БИС

ПГЛ-21К

20-30

10-20

2400

11380-18612

25

ГТ30НЖЧ12Т

510х225х220

МиГ-29, 29КУБ, 35

ПГЛ-30М

12,8-30,0

3,4-6,0

5000

8000-12800

22,5

СКГ-30/15

315х210х99

МиГ-23, 23Б; Су-24, 24М

ПГЛ40-2

20-30

6-18

2750

9323-17442

25

ГТ30НЖЧ12Т

478х227х227

МиГ-29, 29КУБ, 35;

48; Т

ПГЛ40-3

20-40

6-18

3000

5200-17200

25

ГТ30НЖЧ12Т

517х270х156

КСА-54

ПГЛ-80

25-80

7,0-35

5500

9000-18000

35

ГТ30НЖЧ12Т

517х270х156

МиГ-31; 05; 07

ЭУ-117

16-40

0,6/0,9

700

11760/12240

16,0

ГТ30НЖЧ12Т1

354х265х240

Т-50