Гидротурбоприводные насосные агрегаты

Увеличение скоростей поле­та и повышение требований по надежности и ресурсу постави­ли новые задачи при создании топливных систем и агрегатов современных и перспективных сверхзвуковых летательных ап­паратов.

Резко возросли расходы то­плива, что привело к увеличе­нию мощности насосов, диа­метра трубопроводов и массы насосов. Повысилась темпера­тура топлива, при которой долж­ны функционировать агрегаты топливных систем.

Эти факторы в ряде случа­ев ограничили, а в некоторых случаях сделали и невозмож­ным применение в топливных си­стемах современных и перспек­тивных летательных аппаратов насосов с приводом от электро­двигателей.

Ограничения по применению ЭЦНГ в первую очередь связа­ны с существенным ростом мас­сы электродвигателей при тре­буемом увеличении мощности, а также с увеличением габаритных размеров и недостаточной стой­костью изоляции обмоточных проводов при высоких темпера­турах.

Для снижения массы топлив­ных систем и самих насосных агрегатов, а также повышения их надежности и ресурса были созданы насосы с приводом от гидротурбин ГТН-6, ГТН-7, ГТН- 10 и модификации отдельных из них с подачей от 500 до 100 000 л/ч для перекачки топлива из ба­ков и для подкачки топлива из расходного бака к двигательно­му центробежному насосу.

Топливные насосы с приво­дом от гидравлических турбин обладают рядом достоинств, к основным из которых относят­ся: малая масса, малые габа­риты, простота конструкции, надежность в эксплуатации, ра­ботоспособность при высоких температурах, взрыво- и пожа­робезопасность. Последнее сти­мулировало в свое время при­менение гидротурбонасосов в химической промышленности при работе с взрывоопасными рабочими жидкостями.

Гидравлические турбины дают возможность получения широкого диапазона частоты вращения насоса. Рабочим те­лом для гидравлических турбин авиационных насосов являет­ся топливо, подаваемое центро­бежным насосом с приводом от авиационного двигателя.

Выбор оптимальных схем пи­тания гидротурбин авиацион­ных насосов и отвода топлива от них для той или иной топливной системы самолета зависит от конкретных требований, предъ­являемых к ней и к топливной системе силовой установки по энергетике, массе, надежности, компоновке и эксплуатации.

Специалисты ОКБ «Кри­сталл» принимают активное уча­стие в расчетах и разработке таких систем.

Обозначение

Давление турбины

Расход турбины

Подача насоса

Перепад давлений

Масса

не более

Рабочая жидкость

Габариты

Применяемость

кгс/см2

л/ч

л/ч

кгс/см2

кг

мм

ГТН-1

4,0

90000

2,0

10,0

топливо

Т-4

ГТН-10

19,0

18000

15500

0,7

2,3

топливо

220хØ110

9-15; 9-31

ГТН-11

19-55

5000/9000

50000

1,3/2,5

1,5

топливо

1-01; 2-01

ГТН-12

18,0

6000/6000

50000/25000

0,3/0,75

1,4

топливо

1-44; 1-42

ГТН-3

8000

0,65

топливо

100; 101

ГТН-3А

8000

0,65

топливо

100; 101

ГТН-3Б

8000

0,65

топливо

100; 101

ГТН 6

16,0

4000

14000

0,7

2,2

топливо

170х108х171

Ту-22, 95, 95МС; Су-27; Як-38

ГТН-7

16,5

7900

60000

0,7

2,0

топливо

218хØ115

Т-6; Т6М; МР; БМ

ГТН 7-3

10-23

6000/9800

15000/80000

0,45/0,75

2,1

топливо

163хØ165

МиГ-23, 23Б, 29, 29КУБ, 31, 35;

Су-24, 24М, 27, 30, 32, 33, 34, 35

Обозначение

Привод от гидромотора

Подача насоса

Перепад давлений

Масса

не более

Рабочая жидкость

Габариты

Применяемость

Давление гидромотора

Расход гидромотора

кгс/см2

л/ч

л/ч

кгс/см2

кг

мотор

насос

мм

ГПН-301

280

27500

40000

10,0

7,8

АМГ-10

топливо

400х175х200

004

ГПНА-303

280

780

40000

1,0

6,2

АМГ-10

топливо

400х175х200

Ту-160

ГПНА-305

280

33000

52000

0,8

6,3

АМГ-10

топливо

400х175х200

6М2; 10С