Двигательные центробежные насосы

Для обеспечения нормаль­ной работы топливной системы самолета или вертолета на раз­личных режимах полета в вы­сотных условиях с целью умень­шения ее массы и повышения надежности подача топлива из расходных баков в двигатель производится, как правило, дву­мя ступенями подкачки.

Первая ступень подкачки, как отмечалось ранее, осуществля­ется центробежными насосными агрегатами с приводом от элек­тродвигателей или гидротурбин, устанавливаемыми в расходных баках, а вторая — центробежны­ми насосными агрегатами, уста­навливаемыми на авиадвигателе, привод которых осуществляется от вала двигателя через редук­тор, расположенный в коробке приводов. Двухступенчатая си­стема подкачки с применением двигательного центробежного насоса (ДЦН) позволяет снизить массу топливной системы благо­даря уменьшению мощности, а соответственно и массы агрега­та первой ступени подкачки, по­высить ее надежность на случай отказа в работе насоса первой ступени подкачки, а также дает возможность поддерживать на участке от расходного бака до ДЦН низкое давление, что упро­щает герметизацию стыков то­пливных магистралей и снижает массу трубопроводов. Режимы работы ДЦН непосредствен­но связаны с режимами работы авиадвигателя при различных условиях полета по частоте вра­щения, подаче и другим параме­трам. В связи с этим ДЦН явля­ется многорежимным насосом, так как он должен обеспечивать оптимальные параметры в широ­ком диапазоне изменения режи­мов работы по частоте вращения и подаче топлива.

В системах подачи топлива к силовым установкам летатель­ных аппаратов баковыми насо­сами с приводом от гидротурбин подача топлива для их питания осуществляется также в боль­шинстве случаев от специаль­ных ДЦН, устанавливаемых на коробке приводов самолетных агрегатов, приводимой во вра­щение также от авиадвигателя.

С целью максимального уменьшения осевых габаритов, снижения массы и повышения на­дежности все шире применяется ДЦН интегральной конструкции. Отличительной особенностью та­кого насоса является то, что его рабочее центробежное и пред­включенное осевое колеса мон­тируются непосредственно на консоли вала приводной шестер­ ни редуктора коробки приводов, а сборник насоса монтируется на фланце корпуса коробки при­водов. Консоль вала уплотняется для предотвращения попадания масла в полость насоса и топли­ва в полость коробки приводов. Таким образом уменьшается в два раза количество подшипни­ков в системе насос — коробка приводов и ликвидируются кор­пус, вал и шлицевая рессора на­соса, во многом определяющая ресурс работы.

В ОКБ «Кристалл» создан целый ряд ДЦН, в автономном и в интегральном конструктив­ном исполнении, обеспечиваю­щих весь диапазон требуемых параметров и успешно эксплу­атирующийся на большинстве отечественных авиадвигателей, самолетов и вертолетов. К их числу относятся ДЦН-58, ДЦН- 64, ДЦН-68, ДЦН-70, ДЦН-72, ДЦН-78, ДЦН-80, ДЦН-82, ДЦН- 94, ДЦН-96, ДЦН-100, ДЦН-102, ДЦН-104 и другие.

Обозначение

Подача

Давление на входе

Перепад давлений

Число оборотов

Масса

Габариты

Применяемость

л/ч

кгс/см2

кгс/см2

об/мин

кг

мм

ДЦН-100

60000/40000

0,55-3,3

23,0/22,0

16000/16000

4,0

207х190х140

40; 61 (опытный)

ДЦН-100А

30000/60000

0,55-3,3

12/28

9000/16000

4,0

207х190х140

МиГ-29К, 29КУБ

ДЦН-102

35000/45000

0,6-2,6

28/26

17500/17500

4,0

198х127х198

64 (опытный)

ДЦН-104

250/1300

1,0-1,2

1,7/3,7

6230/8900

1,15

70хØ100

Ил-114, 114Т; Ан-140

(ТВЗ-117)

ДЦН-119

30000/65000

0,45-3,5

4,2/6,5

4000/8800

3,5

Су-35С (117С);

Т-50 (117)

ДЦН-13

26000

0,4-3,0

2,9-3,7

8900

4,2

323х170х160

Ал-7

ДЦН-13ДТ

18500

0,4-3,0

2,9-3,7

8900

4,2

254х223х142

Ал-7

ДЦН15

5000/12000

0,5-2,3

2,6-3,4/2,6-3,4

9000

3,8

281х206х132

136; 39А

ДЦН15С

5000/14000

0,5-2,3

2,6-3,4/2,1-3,4

9000

3,8

281х206х132

ДЦН-19

40000/10000

0,5-3,2

3,3/4,8

8300

9,5

403х206х188

17; 17Д; 29;

Ка-26

ДЦН 19Э

40000/10000

0,5-3,2

3,3/4,8

8300

9,5

403х206х188

ДЦН-202М

45000/65000

90

22300

19,5

467х230х230

МиГ-31 (Д30-Ф6)

ДЦН-20А

30000

0,6-3,2

3,0/4,7

7000/8500

9,5

15К

ДЦН-39

77000/81000

6,8/8,3

9000/8000

3,2

39

ДЦН-44ДТ

8400

0,3-2,5

2,9/3,7

16000

5,2

199хØ259

15; 21; 37АФ; АФ2; 95; 95Ф; Ш; М; ТМ

ДЦН-44С-2П

28000

0,3-2,5

1,8-2,5

9050

5,6

259хØ346

опытный

ДЦН-44СД

14000

0,3-2,5

1,8/2,8

8200

5,2

199хØ259

Су-25, 25Т

ДЦН-44СДТ1

33000/12000

0,3-2,5

3,7-4,5/2,4-3,2

9100/8400

5,2

199хØ259

Су-25, 25Т;

МиГ-21, 25;

Ту-95, 95МС,

142, 142М

ДЦН-44СДТ2

33000

0,3-2,5

3,7/4,5

9100

5,2

199хØ259

опытный

ДЦН-44СМ

9000

0,3-2,5

2,9-3,7

8800

5,6

199хØ259

опытный

ДЦН-44СП2

9000

0,3-2,5

4,0-4,5

8200

5,5

303х165х309

опытный

ДЦН-44СП3

1100/2500

0,3-2,5

2,0-2,9

8900

5,6

259хØ303

Ил-62, 76, 76Т, 78, 86,

Ту-154, 154М, 134

ДЦН-44-СПТ3

2500

0,3-2,7

2,1/3,0

8900

5,6

259хØ303

Ил-62, 62М, 76, 76Т

ДЦН-44СТ

12000

0,3-2,5

1,8/2,5

7950

5,5

259хØ303

НК-8

ДЦН-44СТВ

12000

0,3-2,5

1,8-2,5

7950

5,5

303хØ260

опытный

ДЦН-58

14000/49000

1,2-2,5

2,3/4,3

3500/5030

4,9

207х225хØ180

15Б; 47; 47М; 49; 65М

ДЦН-58А

49000

1,2-2,5

3,5/4,7

5030

4,9

207х225хØ180

МиГ-21, 23, 23Б, 25

(15Б; 47; 47М; 49; 65)

ДЦН-64

6000/60000

0,4-4,0

2,0/14,0

4000/8000

7,5

274х202хØ169

Ту-22, 22М

(Ф; ФА; ФМ; 47; 47М; 55; 55Б; 55БС)

ДЦН-64А

6000/60000

0,4-4,0

2,0/14,0

4000/8000

7,5

274х202хØ169

МиГ-23 (47; 47М; 55; 55Б; 55БС)

ДЦН-70

800

0,5-2,2

0,7/1,6

8900

0,8

104х145хØ80

78; 74; Ка-31, 50, 52; Ми-17, 28, 35

(ТВЗ-117)

ДЦН-70А

800

0,3-2,2

0,7/1,3

8000

0,9

104х145хØ80

Ми-24; Ан-24; Бе-12; Ка-25, 27, 28, 29, 31, 50, 52, 60; Як-40

(ТВЗ-117)

ДЦН-72

54000

0,4-2,5

3,0/5,5

7500

1,9

138х116х246

Су-24, 24М (89)

ДЦН-76А

42000/19000

0,4-1,8/0,45-1,35

4,2/11,0

6720

12,9

207хØ192

МиГ-23МЛ (77)

ДЦН-76М

44000/8000

0,75-3,1/0,7-2,6

4,2/11,0

6720

12,9

207хØ192

МиГ-23 (Д30-Ф6)

ДЦН-78

3500/50000

0,5-3,3

7,2/6,7

6840/7600

2,7

144х186хØ168

МиГ-29, 29КУБ

(РД-33)

ДЦН-80

31000

0,5-3,3

16,0/18,0

8750

5,0

170х186х192

Су-27, 30МК, 33, 35; МиГ-29;

ДЦН-80-117

36000/25000

0,5-3,3

20,9-23,2/10,0-40,0

15190/10630

5,0

170х186х192

Т-50 (117)

ДЦН-80Т

31000

0,5-3,3

16,0/18,0

8750

5,0

170х186х192

Ан-124, 225;

ДЦН-82

81000

2,25-10,00

6,8-8,3

8000

3,2

132хØ184

Су-27, 30МК, 33, 35;

ДЦН-84

38000/28000

0,55-3,20

48-46

19830/19830

10,0

170хØ184

Ту-144 (61) (опытный)

ДЦН-88

20000/22000

0,2-2,5

10,0/6,0

8000/8000

4,5

004Д (опытный)

ДЦН-94

4500/15000

0,25-3,50

3,5/7,0

6500/10000

1,5

105хØ144

Ту-204, 204Т, 204СМ, 214; Ил-96М, 96-300 (ПС-90)

ДЦН-96

2000/3000

2,8-4,7

3,2/17,0

9200/19100

3,9

115хØ132

Су-25, 25Т

ДЦН-98

90000/20000

0,4-3,5

3,5/4,0

5000/5000

4,3

20 (опытный)

ЦН1ДС

14000

0,46-1,6

2,1

8650

7,15

265х319х190

опытный

ЦН2ДС

14000

0,46-1,6

2,1

8650

7,15

265х319х190

Ту-104

ЦН-9

9500

0,4-2,0

2,6

9000

3,2

256х201х125

опытный