Основанием для их широкого внедрения в топливные системы самолетов и вертолетов явились, как отмечалось и ранее, положительные результаты работ сотрудников ОКБ «Кристалл», МГТУ им. Н. Э. Баумана и ряда ведущих самолетостроительных предприятий.
Они дали возможность разработать методики расчета и проектирования СН с оптимальными для авиационных топливных систем энергетическими и кавитационными характеристиками, в то время как ранее выполненные работы в различных областях техники давали возможность создавать СН или с оптимальными для конкретных условий применения энергетическими показателями без жестких ограничений по кавитации или наоборот — с оптимальными кавитационными характеристиками при отсутствии жестких требований к их энергетическим показателям.
К положительным свойствам СН, стимулирующим их широкое применение в топливных системах самолетов и вертолетов, относятся:
Высокая степень надежности и отсутствие регламентных работ делают СН единственным типом насосов, которые могут использоваться для установки в местах, не имеющих доступа в процессе эксплуатации летательного аппарата, а малые габариты, особенно по высоте, делают СН единственно возможным типом насоса для установки в топливных баках малой высоты, какими, например, являются широко применяемые в настоящее время кессонные крыльевые баки.
Самовсасывающие свойства СН позволяют использовать их в тех случаях, когда необходимо откачать остатки топлива из мест, где невозможно установить никакой другой тип насоса.
Созданные в ОКБ «Кристалл» струйные насосы СН-ЗФ, СН-5, СН-6, СН-7, СН-11, СН-12, СН-13, СН-14, СН-15 и модификации отдельных из них предназначены для перекачки топлива из одного бака в другой, из очередного бака в расходный и остатков топлива из очередного бака в расходный с подачей от 500 до 60 000 л/ч.
Обозначение |
Подача |
∆РА |
QА |
Р0 |
∆Рпод |
dс |
dк |
Масса |
Применяемость |
л/ч |
кгс/см2 |
л/ч |
кгс/см2 |
кгс/см2 |
мм |
мм |
кг |
||
СН-10 |
11000 |
0,9 |
10000 |
0,22 |
0,2 |
15 |
30 |
2,2 |
С32М; 1-42; С52; С52У; С-54 |
СН-11 |
16500 |
1,15 |
7000 |
0,25 |
0,1 |
12 |
40 |
2,0 |
Ил-86, 96М, 96-300, 476 |
СН-12 |
4000 |
1,05 |
2700 |
0,25 |
0,12 |
7,0 |
24 |
1,2 |
86; 476; В |
СН-12А |
4000 |
1,05 |
2700 |
0,2 |
0,12 |
7,0 |
24 |
0,8 |
Ту-204, 204Т, 214; Бе-200 |
СН-13 |
6000 |
1,05 |
2000 |
0,25 |
0,06 |
6,0 |
24 |
1,2 |
Ан-74; Ил-86, 96, 96-300; 476 |
СН-14 |
21000/11000 |
1,55 |
5900 |
0,2 |
0,06/0,12 |
12 |
40 |
2,0/1,35 |
Ил-96М, 96-300 |
СН-15 |
1500 |
1,1 |
700 |
0,25 |
0,1 |
3,8 |
11 |
0,5 |
Ил-112, 114, 114Т; Бе-200 |
СН-3Ф |
21500/32100 |
11,6/10,3 |
13600/12800 |
0,22/0,81 |
0,92/0,63 |
9,25 |
40 |
1,3 |
Ту-144; 004; 044 |
СН-5 |
600/900 |
9,0/11,0 |
550/600 |
0,22 |
0,5/0,7 |
2,0 |
9,5 |
0,5 |
100; 17; 044; 004 |
СН-6 |
500/800 |
0,9/0,6 |
400/300 |
0,22 |
0,15/0,04 |
3,0 |
8,0 |
0,5 |
Ил-86; Су-24, 24М, 25, 25Т; Як-42 |
СН-6А |
320 |
1,3 |
300 |
0,2 |
0,2 |
2,4 |
6,5 |
0,17 |
Ту-204, 204Т, 214; Ил-96-300 |
СН-7 |
6000 |
0,6 |
2400 |
0,28 |
0,03 |
8,0 |
25 |
1,0 |
Ил-76, 76Т, 78 |
СН-8 |
6800 |
7,5 |
1300 |
0,8 |
0,17 |
4,0 |
15 |
1,0 |
004; 044 |
СН-8-1 |
2000 |
0,8 |
750 |
0,25 |
0,05 |
4,0 |
15 |
1,0 |
Як-42 |