Центробежные насосные агрегаты с гидродинамическим преобразователем крутящего момента

Для подачи топлива в основ­ной контур авиадвигателей в большинстве случаев применя­ются насосы объемного типа.

Центробежные насосы име­ют существенные преимущества перед насосами объемного типа.

Недостатком центробеж­ных насосов является трудность обеспечения требуемого то­пливной системой авиационно­го двигателя уровня давлений на всех режимах полета и осо­бенно при низких частотах вра­щения его вала.

По этой причине центробеж­ный насос, несмотря на все его преимущества, весьма ограни­ченно применяется в качестве насоса высокого давления ос­новного контура авиационного двигателя.

Двигательные насосы для подачи топлива в дополнитель­ный контур авиационного дви­гателя представляют собой од­ноступенчатые центробежные насосы с высокой частотой вра­щения. Расход топлива через дополнительный контур двига­теля может изменяться более чем в 100 раз.

На режимах работы двигате­ля без дополнительного контура подача топлива от насоса долж­на прекращаться.

В результате большого ком­плекса научно-исследователь­ских и конструкторских работ в ОКБ «Кристалл» созданы вы­сокоэффективные центробеж­ные насосные агрегаты с регу­лируемым гидродинамическим преобразователем крутящего момента, имею­щие оригинальную геометрию проточных полостей, оптимизи­рованные энергетические, ка­витационные и массовые харак­теристики.

Центробежные насосные ко­леса гидродинамических пре­образователей агрегатов при­водятся во вращение от валов редуктора коробки приводов авиационного двигателя, а тур­бинные колеса установлены на валах агрегатов, приводящих во вращение рабочие колеса цен­тробежных насосов высокого давления основного и дополни­тельного контуров соответствен­но. В круге циркуляции рабочей жидкости гидродинамического преобразователя крутящего мо­мента каждого агрегата установ­лены лопатки с поворотным ме­ханизмом, посредством которых через автоматическую систему регулирования агрегатов под­держивается частота вращения центробежных насосов высоко­го давления, обеспечивающая оптимальные выходные параме­тры по подаче и создаваемому перепаду давлений во всем диа­пазоне режимов работы авиаци­онного двигателя.

 

Обозначение

Давление турбины

Расход турбины

Число оборотов

Перепад давлений

Масса

не более

Рабочая жидкость

Габариты

Применяемость

кгс/см2

л/ч

об/мин

кгс/см2

кг

мм

НГП-117

4,5-7,0

500-60000

17000-28245

60-94

16,5

топливо

341х240х233

Т-50